Арт Стиль Архитектурное бюро

...Косая крыша мансарды протянулась от двери к окну...

Понятие крыши неразрывно связано с обликом жилища. Первой рукотворной формой человеческого жилья был шатер. Он имел статичный и простой для возведения каркас. Атмосферные осадки могли легко стекать вниз, а помещения использовались максимально. Не хватало только источника света — окна в поверхности крыши. В дальнейшем, когда стены жилища начинают возводить вертикальными, крыша становится самостоятельным конструктивным элементом. Под влиянием климатических условий и в соответствии с традициями ее выполняют плоской или скатной, а для создания прямоугольного пространства жилища под скатной крышей устраивается потолок, который, в свою очередь, образует чердачное пространство.

Форма крыш в различные исторические эпохи менялась. Горожане Древнего Египта, например, жили в одноэтажных домах с плоскими крышами, в Двуречье преобладали постройки из кирпича-сырца со сводчатыми крышами. Опорой крыш древнегреческих дворцов служили колонны, на которые укладывали балочную конструкцию, а сверху настилали тростник и обмазывали глиной. Типичный римский дом (домус) чаще всего имел несколько этажей, внутренний двор в центре с большим отверстием в потолке для освещения, под которым сооружали бассейн. Для стока воды в бассейн крышу делали чуть покатой с небольшим уклоном к центру.

В эпоху Средневековья были распространены высокие двускатные и вальмовые крыши под глиняной черепицей, пространство которых состояло из нескольких используемых ярусов. Кровля имела уклон скатов 45–75°. Такие дома сохранились в Германии и странах Балтии до наших дней. Крутая скатная крыша — наиболее видимый элемент строения, и при оформлении ее усиливается композиционная роль жилища в целом.

В России допетровского периода города застраивались зданиями с крышами разнообразных шатровых форм или высокими двускатными, силуэт и композиция которых во многом определялись значимостью объекта.

В эпоху Возрождения в Италии и других странах Западной Европы с увеличением габаритов помещений и зданий крутизна крыш уменьшалась. В зависимости от конструкции и формы крыши менялся и облик домов. Крыши постепенно теряли свою композиционную роль. В силуэте городской застройки стали участвовать только купольные крыши уникальных построек. Развитие Ренессанса в странах Центральной и Западной Европы тесно связано с формированием французского барокко. Форма крыш получает новое звучание. Теперь они применяются с переменным уклоном скатов от 60 до 75 и от 10 до 30 градусов, их геометрия определяет не только новую форму, но и иное зрительное восприятие. В 1640 г. французский архитектор Ф.Мансара вводит эту архитектуру как принцип завершения композиции здания, используя подкровельное чердачное пространство для жилых и хозяйственных целей. Этот чердачный этаж под скатной, крутой, изломанной крышей получает название по его имени — «мансарда».

В эпоху классицизма и ампира с увеличением высотной застройки, повышением ее плотности и размещением зданий по линии улиц крыши почти исключаются из сферы зрительного восприятия. Уклон крыши резко снижается, а подкровельное пространство используется в основном для размещения инженерно-технических устройств. Крыши превращаются в утилитарную необходимость, а композиционная роль отдана фасадной стене здания.

Крыши первых «образцовых» (типовых) жилых домов для именитых людей представляли собой двускатные черепичные крыши, составлявшие от 1/2 до 3/4 всей высоты здания. Они выполняли сугубо утилитарную задачу и, по сути, не имели элементов декора. Дома же прочих горожан покрывались тогда тесом, гонтом, дранью, а то и просто берестой да дерном. Однако мода на черепичные крыши продержалась недолго. Черепичные покрытия были гораздо тяжелее, чем из листового или дощатого железа. Они требовали больших уклонов скатов, а посему — их приходилось чаще ремонтировать. Да и в пожарном отношении железные кровли были безопаснее других.

Во второй половине XIX и начале XX в. с развитием строительной техники, освоением новых материалов и конструкций в странах Западной Европы и России вновь применяются развитые формы крыши с использованием чердачных пространств под устройство мансардных этажей. Россию буквально захлестнуло строительство доходных домов. Уплотнившаяся городская застройка из-за дороговизны земельных участков в центре города породила множество дворов-колодцев. Их владельцы в погоне за прибылью устраивали на чердаках мансардное жилье для бедноты. Эстетические аспекты формирования крыш отошли на второй план. И тем не менее разнообразные по очертаниям башенки, затейливые по узорам флюгера на них, скаты крыш, их карнизные свесы, аттики и хаотично торчащие печные трубы, вливаясь в панораму Самары, придавали ей причудливо-образный строй. В «архитектурном пейзаже» города можно встретить крыши самых различных форм: от очень простых до чрезвычайно сложных.

Простейшей скатной являлась односкатная крыша. Чаще всего она использовалась на вспомогательных зданиях и сооружениях простой конструкции, производственных или складских корпусах. Скат крыши, как правило, обращали к наветренной стороне, защищая тем самым здание от ветра, дождя и снега.

Самой распространенной конструкцией была двускатная, или щипцовая, крыша. Она состояла из двух скатов, направленных в противоположные стороны. Треугольные торцовые стены, образовывавшиеся при этой форме, назывались щипцами и фронтонами.

Реже встречалась шатровая крыша. Она применялась в основном только для зданий с квадратным или многоугольным планом. Все скаты такой крыши в виде равнобедренных треугольников сходились в одной точке. Определяющим элементом в ней была симметричность. В далекие времена крутые шатровые крыши на башнях и колокольнях служили указателями путникам на природе и ориентирами в городе.

Одним из самых древних типов является вальмовая крыша. Она четырехскатная: два ската представляют собой трапеции, а два других, со стороны торцовых стен, — треугольники (они называются вальмами). Характерные черты вальмовой крыши акцентируются наличием слуховых окон. Четырехскатные крыши, в отличие от двускатных, на первый взгляд кажутся более простыми, так как не требуют устройства щипцовых стен, однако их стропильная система гораздо более сложная.

Иногда четырехскатные кровли выполнялись в виде полувальмовых. В этом случае боковые скаты (полувальмы) срезались и имели по линии уклона меньшую длину, чем основные скаты. Полувальмовые крыши применяли там, где существовала необходимость защиты фронтона от неблагоприятных внешних воздействий.

Многощипцовую крышу устраивали на домах со сложной многоугольной формой плана. Такие крыши имели большее количество ендов и ребер, что требовало высокой квалификации при выполнении кровельных работ.

Если устраивалась мансардная крыша, то для увеличения объема мансарды часто выполняли скаты различных уклонов: нижние — более крутые и верхние — более пологие.

Сводчатые крыши имели круговое или параболическое очертание и применялись для перекрытия зданий, прямоугольных в плане.

Купольные и конические крыши применялись для перекрытия зданий кругового очертания в плане.

Очевидно, что усложнение формы крыши приводило не только к усложнению ее конструкции, но и к существенному увеличению расхода материалов. К тому же, чем сложнее крыша, тем больше в ней переломов — ендов. Ендовы, как правило, являлись накопителями снега, что приводило к увеличению нагрузки на несущие элементы крыши.

На выбор формы крыши, наряду с архитектурным замыслом, влияло множество факторов: очертание дома в плане, уклон скатов, характер несущей конструкции, вид материала для кровли.

На уклон скатов крыши влиял выбор тех или иных материалов для кровли, способ их укладки, а также климатические условия района строительства. В малоснежных районах применялись крыши с небольшим углом наклона и большим свесом, в районах с обильными осадками — крутые крыши с небольшим свесом.

В районах с сильными ветрами крышу, как правило, делали более пологой, чтобы уменьшить ее парусность. Интересно отметить такое явление в архитектуре, как стоячий фальц. В России двойной стоячий фальц (вид шва, образующийся при соединении листов, имеющий двойной загиб и выступающий над плоскостью кровли) при устройстве металлической кровли использовался начиная с конца XIX века вплоть до 1917 г. В Западной Европе двойной стоячий фальц был впервые применен в 1899 году. Он обязан своему рождению реечному фальцу, а также обычному одинарному стоячему фальцу. В те времена сборка двойного стоячего фальца осуществлялась вручную. Это была довольно трудоемкая работа, отнимающая много времени и физических сил. Именно по этой причине в Советской России отказались от его применения. И совершенно напрасно. Этот наиболее герметичный и влагонепроницаемый способ соединения листов кровли способствовал ее многолетней сохранности. В чем же секрет старого метода? Прежде всего, в то время использовали очень мягкий металл, который не давал микротрещин при сгибе. Следующим преимуществом наших предшественников было то, что они имели в своем распоряжении большое количество работников, которые к тому же делали «не за страх, а за совесть».

На рубеже ХIХ-ХХ веков в стиле «модерн» по-особому зазвучала эклектика вкусовых пристрастий, бурно проявившись за короткое время в творчестве многих известных самарских архитекторов того времени (А. У. Зеленко). Основными чертами этого стиля были асимметрия схем планировки, рельефная прорисовка фасадов. В это же время заявили о себе абсолютно новые инженерные решения перекрытий зданий, появились трехмерные стержневые металлические конструкции, большепролетные перекрытия атриумов, арочные фермы перекрытий производственных зданий. В начале XX века символом развития архитектурных форм становится железобетон. Геометрические формы конструктивизма и рост этажности полностью меняют архитектурный облик здания и его декоративные элементы. Крыша становится плоской. В качестве элементов архитектурного завершения верха зданий часто используются парапеты с проемами для сквозного проветривания чердачного пространства, террасы или технической надстройки (машинное отделение лифтов и др.). В период развития индустриального жилищного домостроения форма крыши как завершающего архитектурного элемента здания была практически полностью утрачена. Крыши возводились с малым уклоном, а позднее с плоским покрытием.

Материал подготовлен зав. сектором архивоведения
и научных исследований фондовых коллекций СОИКМ им. П. В. Алабина
Т. Ю. Конякиной